Фомор Стоша (stoshagownozad) wrote in mini_proza,
Фомор Стоша
stoshagownozad
mini_proza

Categories:

Я отвыкла.

Отвыкла от конкурсов – и от рассказов, похожих друг на друга, яко близнецы-братья.

У меня зародилась даже не новая, но весьма назойливая мысль о том, что нет никаких вымышленных миров. Есть какие-то вполне реальные планы, на которые фантастов заносит по укурке, упитию или напряжению мозга.

Как туристов в Египет. Вот они одни и те же керамиды и описывают.

 

Если честно – то авторы примерно двух третей рассказов решили поиграть со мной в угадайку: угадай, кого мы зашифровали в сюжете? Угадай, откуда мы набрали этих кубиков?

 

А не хочу. Воспарить духом хочу. Пусть не в очень свежие, но вполне высоты.

 

Посему о горьком:

«100% гарантии» долго, напряженным вычурным языком пытались расколоть меня на воспоминания о целом ряде историй, за которыми собственно изюмина этого рассказа потерялась для меня решительно.

«Взлом механизма концентрационной машины» набрал себе кубиков из Матрицы, «Сердца Ангела» и «Колымских рассказов» (наверное, не уверена, может быть, это был «Русский шансон») и пытался весьма профессиональным бойким языком мене напугать. Не получилось.

Автор «Инкушука», начав бодро, кончил решительно за упокой, потому что, кажется,  всерьёз полагает, что небо – твёрдое. И что держит его магнитное поле земли… Если я не совсем балда, то держит атмосферу, по большей части, не магнитное поле, а сила тяготения планеты. Ну, в общем, прослеживается связь… а магнетизм… ну, разве что она действительно ферромагнитная и твёрдая, эта небесная твердь?

«Неклассические исследования» оказались классической экспликацией НФ-составляющей через длинные разговоры умирающих героев в обрушенной высотке. Почему бетонный пол подземелья был прохладен, я не знаю. Бетон имеет свойство быстро приобретать температуру окружающей его почвы, так что глубоко под землёй он, скорее всего, будет просто холодным.

«Презумпция Виновности»  на мой взгляд, необычайно длинна для своей идеи: как плохо, жестоко и бессмысленно ради шоу в прайм-тайм клонировать и казнить всем известных злодеев. Славно, вообще говоря, быть фантастом – никогда не придётся по-настоящему просчитывать расходы – ни на умца-тринитационный полёт к Дзете Забубенья, ни на регулярное клонирование, содержание, выращивание и воспитание копий великих злодеев… 15 страниц тяжёло написанного горестного текста, автор которого запросто путает «прыснуть» и «брызнуть».

 «Работник метлы» не порадовал полной похожестью на сотни таких же клонов-историй  о бабе-яге в современном мире. Во всяком случае, до какой-либо вкусной начинки я не добралась сквозь плотную скорлупу ожидаемых событий и сквозь нарочитый язык, вызывающий в памяти скрипучие голоса «новых русских бабок» Матрёны и Цветочка. Ассоциации, впрочем, всецело на моей совести, признаюсь.

«Продавцы иллюзий» огорчили героями, которые буквально гнулись под слабым дуновением – до того бумажны, нарисованы и малореальны.

То же самое – унылая приёмистость – в «О чём девки пляшут». Вроде как веселиться надо… а невесело и даже не грустно.

 

Несколько меньше я огорчалась по поводу «Испытателя», заставившего меня вздохнуть и убавить баллов за классический перевёртыш в конце истории, «Нет памяти о прежнем», «Чуть-чуть свободы», «Ничья сказка». То же самое, те же причины для печали – всё это и много раз уже я видела, но и это б не беда – когда бы не так уж как-то несвоеобычно совсем. Каждый текст цеплял поначалу, а потом откатывался на давно известные позиции.

 

Порадовали «Байкал-337» (яко же человеколюбив, но длинен, читался скачкообразно, и потом, что это за явные инкогниты такие, коллега?), «Вахтенный», решение которого – не без явных для меня отсылок к старикам Стругацким – всё же показалось если и не совсем свежим, то расписанным эмоционально и довольно ярко. «Поэт и Хромой Лосось» мотается от тонкой поэзии к  естественно-научной НФ и никак не прибьётся ни туда, ни сюда, но очень уж красив по замыслу. «Романтический образ» очень романтичен, при этом местами сбивается в реферат по психологии рекламы, но все же, при всей сырости-смятости – произвёл скорее хорошее впечатление.

 

Трагический – и примерно с последней трети текста ожидаемый перевёртыш в конце «Кары небесной» не помешал мне оценить этот текст достаточно высоко. Этот рассказ я читала, а не ковыляла по тексту в тщетных поисках движения, изюминки или новизны. Для меня это значит – автор сумел-таки сложить хорошо знакомые кубики в узор. И этот узор хотелось рассмотреть поподробнее.

Рассказ «Ме-ги-до», с другой стороны,  никак не оценишь  совсем уж низко: слог хороший, да и сюжет всё время поворачивается. Жаль только, что поворачивается в какие-то чрезвычайно по совокупности  знакомые стороны: апокалипсис, невинные младенцы с гранатой в попе, другие невинные с виду младенцы – людоеды и мстители,  демоны, наблюдатели, секретное оружие, священник-киборг.

И, наконец лидеры моего топа: «Карма Кармен» и «Приёмная смена». Оба рассказа не лишены недостатков, с моей точки  зрения, поэтому высший балл в моём топе – не «десять». «Карма» слегка , на мой взгляд, провисает, замедляется, сбивается с ритма на вставках о Мериме. В «Смене»  несколько давит профессиональный жаргон литейщиков. Самую малость. Самую. Это то, чем очень легко создать колорит, но так же легко создать у читателя ощущение отчуждения.

В «Карме» очень хорош пристальный авторский взгляд, направленный на героев, внимание к деталям, тонкость игры, а мысль о том, что душа Кармен живёт теперь  в теле Ольгерда  - заставляет с нетерпением заглядывать за край сюжета, за последние слова и финальную точку. «Приёмная Смена» же увлекает сочетанием (самую, опять же, малость, неловким – через слово «маг», чужое оно производству совсем) времён, технологий – и на этом фоне – точной прорисовкой характеров и обстоятельств. Всё равно – новый танк, ракета или боевой гомункулус – так же будут пускать в небо кислород, так же не будет хватать охлаждающей воды и прочего… да и люди останутся такие же. Почти.

 

Спасибо авторам и организаторам.

Subscribe

  • Коллекция фантазий — 26: конкурс начался

    Конкурс «Коллекция фантазий» стартует в очередной, 26-й раз. Тем нынче три: «Города, существование которых не доказано» «Железный рубль, стакан…

  • Мир Дозоров-8

    Восьмой заход конкурса "Мир Дозоров" стартует в эту пятницу, 24 августа. Тема уже введена и станет доступной в 15:00. Все необходимые ссылки на…

  • Публикации в журнале "Эдита"

    В рамках межпроектного сотрудничества журнал "Эдита" отобрал для публикации пять текстов с последнего, 36-го, захода МП:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Коллекция фантазий — 26: конкурс начался

    Конкурс «Коллекция фантазий» стартует в очередной, 26-й раз. Тем нынче три: «Города, существование которых не доказано» «Железный рубль, стакан…

  • Мир Дозоров-8

    Восьмой заход конкурса "Мир Дозоров" стартует в эту пятницу, 24 августа. Тема уже введена и станет доступной в 15:00. Все необходимые ссылки на…

  • Публикации в журнале "Эдита"

    В рамках межпроектного сотрудничества журнал "Эдита" отобрал для публикации пять текстов с последнего, 36-го, захода МП:…