Гнездо Лемура, ночного зверя (lemur_) wrote in mini_proza,
Гнездо Лемура, ночного зверя
lemur_
mini_proza

Categories:

Сказка, прочитанная на ночь.

Рано или поздно перед каждым родителем встает проблема выбора сказки, прочитанной ребенку на ночь. Современные психологи и культурологи часто усматривают в этом нечто большее, чем успокоение, назидание и развлечение ребенка; но, не будучи глубокими специалистом в данных областях, все же нельзя не признать, что выбор книжки с картинками, а тем паче ее написание, да еще при соучастии ребенка, являются одним из самых приятных родительских обязанностей. Взрослый ищет в сказке чего-то, созвучного своему жизненному опыту, некоей педагогическим необходимости в воспитании ребенка; малыш хотел бы расширить своё познание необычайного, играть, учась и учиться, играя.
А иногда – просто весело безобразничать, на потеху себе и окружающим.
Жанр сказки ныне владеет не только умами детей и ученых. Революционные перемены в повседневной жизни, стремительно изменяющие ее, заставляют и взрослых искать и осмысливать по-новому своё место в реальности, зачастую превосходящей всякий вымысел.
Поэтому нет ничего удивительного, что именно детская сказка стала темой очередного литературного конкурса ЖЖ-сообщества «Мини-проза». Это сообщество объединяет всех, кто пробует свои силы в написании литературных произведений малых форм – мини-зарисовки, небольшого рассказа.

Всего на конкурс было представлено 45 сказочных произведений. Целью конкурса стало написание именно произведения для детей, а не создание стеба, трэша или иных произведений, лежащих на границах жанров.
Наблюдая за данным конкурсом чуть более полугода, можно уверенно говорить о хорошем общекультурном и образовательном уровне участников. Грамотная речь, выдержанность стилистики повествования, незначительное количество, а в ряде случаев и полное отсутствие пунктуационных ошибок, а также жаргонизмов и обсценной лексики, употребляемой без дела. Почти все рассказы увлекательно читать; от себя добавим, что единственным сожалением рецензента является невозможность полноценного анализа каждой отдельной работы в силу ограниченности пространства и времени.
Итак, из 45 произведений 2 были сняты с конкурса из-за обнародования их авторства (таковы условия). Поскольку маргинальные жанры. как упоминалось выше, на рассмотрение не принимались, то рецензентом не оцениваются такие произведения как «Сивокобыльный бред», «Зонтик Бога», «Диетическая сказка». От души сочувствую автору последнего произведения; действительно в данном случае ежики атакуют и видимо, достала жизнь совсем по Саше Черному; но отчаиваться не надо, лучше сотворить что-то уютное, но неправильное. Поверьте ему; он знает, как.
Не возникает никакого желания читать ребенку «Всевозможные особенности механической гармонии для детей». На мой вкус, это некая сухая смесь киберпанка и Анатоля Франса. Фразочки в данном произведении пугают даже людей, видавших виды: «смерть неотъемлемо сопутствует брачному ритуалу некоторых малых народов»; ясно, что это шутка юмора, но громоздкая, накрахмаленная и игривая, как переевший динозавр.
Относительно смерти надо объяснить ребенку как-то иначе. А то пропадает даже аппетит к жизни.
«Байка» при хорошем подборе иллюстраций мотоциклов и машин имеет некие шансы вплоть до появления Аццкого Сотоны. Безусловно, это примета времени, но казалось, что это был конкурс детской сказки. Или автор просто устал писать и решил схулиганить? Если это так, то жаль.
Существует некий конгломерат самых разных сказок, которые вполне читабельны после серьезной редакторской работы; их настоящее же положение балансирует в пограничье жанров и на грани дурного и хорошего вкуса. Причем, что касается последнего, то речь идет в основном о предпочтениях рецензента; потенциальная читательская аудитория в известном смысле непредсказуема.
(Тут довелось, извините за мемуары, несколько дней пообщаться с переводным Карлсоном 1980-х гг. изд. Я была разочарована! Затянуто, скучно, сухо, нудно! Ребенок же лип и лип ко мне, требуя все нового обращения к волшебным для него строкам. Магия!)
Жаль, что этим рассказам уделяется по одной фразе Ведь есть же отменные находки.
«Алешкин вертолет да абрикосовый компот» сладок во всех отношениях. По-моему несколько искусственно; но дети любят необычные вещи – сказка может понравиться вполне, она красива и может быть удачно проиллюстрирована. «Белая роза, черный утес» также красива, психологически грамотно подается текст, рассчитанный на восприятие ребенка. Но автор слегка перебирает по части возвышенного; наш взрослый цинизм выделяет интонационно восточную красивость Большого Кавказского Тоста. «Звезда» прекрасна до богохульства и логических нестыковок в тексте. Соловья, видимо, в компании с Христом именуют Эммануил; Прекрасную Принцессу – Машей, но принц так имени и не получил. Внешность колдуньи штамп ужасный; интересно, как ей удалось обворожить принца, если тот сопротивляется ей даже к моменту употребления? «[Соловей] Эммануил был просто великолепен и затмил своим пением всех приглашенных певцов.» Заметим, что сутки назад он хрипел как Высоцкий. «Волшебные именины Сонечки» отличает грань дурновкусия. Странно, что в прошедших столетиях купецкие дочки, хоть и претендовали на изыск, но считались некоторой пародией на дворянок, пусть последние и не блистали особым богатством. Превращения девочки в собачку бедновато, невзирая даже на рэкет. Хотя проблема зависти девиц нежного возраста к ерунде действительно серьезна. И автор правильно ее касается. «Офисная сказка» несколько дигитальна; можно, конечно, и наяву поиграть с канцтоварами, но крайне сложно объяснить ребенку что-то внятное относительно Справки. Почему ей такой почет и др. Хотя я, возможно, и ошибаюсь. «Вишка из телевизора» как-то трогателен и романтичен, проблема телепристрастия тоже серьезна, трогает также любовь автора к старым черно-белым фильмам. Единственно, что портит ее, так это некоторая затянутость. Я не очень поняла, зачем надо было писать «Сказку со счастливым концом». Да, надо учиться для достижения успехов в жизни, но надо было ли перерисовывать для этого «Золушку»? Вызывает также сходное недоумение «Про Ивана, Кота Котофеича и чихающий дом». Да, надо чистить одежду, да, не совсем понятно, как неволшебный герой всех победит, нно это не те находки, на которых строят повествование. «Про фей» какой-то личный рассказ, но есть в нем что-то несвершенное. Прилетали феи, следили за людьми, на одной женился Коля. Ну и что? А зачем еще две феи? Для меня было открытием, что феи занимаются физкультурой. «Сказка от писаря Силантия» страшновата, жутковата и, кажется, совсем не для детей. Но отличные находки – угрюмый царь, Маклуша с репейником в волосах, просто отменный хан Будуар, от последнего был просто филологический восторг. Несмотря на живописуемые автором ужасы, свести бы их вместе в какой-то другой сказке. Это мне так кажется. Надеюсь, что я ошибаюсь.
Подводя довольно поверхностные итоги, можно сказать следующее. Есть несколько распространенных пороков в произведениях начинающих сказочников; они могут испортить дело и сильно тормозят само произведение. Во-первых, проблема интонации. Либо это предельное сюсюкание с совсем такусенькими, либо в сказку обернута вполне взрослая притча, либо некоторый перебор с пафосом. Случается также излишняя суровость к подопечным; с ними эдак и расстройство и конфуз могут приключиться – дети же! Во-вторых, еще имеет место явление, когда материал владеет писателем, а не писатель материалом. Либо характеры находятся в состоянии неподвижного коллажа, расклеенные автором в разных его углах, либо теряется логика изложения. Иногда случается и робость повествователя, заставляющая его возвращаться к рутине. В-третьих, ставится не на ту лошадь. Недостаточно весомо открытие, чрезмерное увлечение процессом описания.
В общем-то ситуация поправима; как правило, добрые чувства выволакивают повествование; но есть реальные шансы сделать его лучше. Характерной особенностью минипрозовцев является наличие максимум двух пороков повествования; они склонны к самосовершенствованию и работе над собой, что также не может не обнадежить.
Приятно писать про несомненные творческие удачи конкурса. Тем более, что это подавляющее большинство произведений Мини-прозы. Проблема анализа заключается в том, что на место в некой иерархии лучших произведений претендуют сказки, рассчитанные на самые разные возрастные группы. Поэтому выделить cамую лучшую сказку представляется трудноватым. Но, немного подумав и опираясь на свой личный жизненный опыт, можно выделить такие «номинации»:
– Лучшая сказка для дошкольного возраста (3-6 лет);
– Лучшая сказка для младшего школьного возраста (7-10 лет);
– Лучшая сказка для среднего школьного возраста (11-12 лет).
Возраст целевой аудитории приводится приблизительно, примерно по возрасту посетителей детских дошкольных учреждений и учебных заведений. Насколько известно, старший школьный возраст (а это примерно 9-11 классы современной российской школы) в целом уже не проявляет серьезного интереса к сказке, взрослея и вырастая из него как из жанра.
Рецензент вовсе не претендует на свои определения как на истину в последней инстанции; поэтому им приводятся 2-3 возможные сказки-номинантки. Разумеется, ему не принадлежит никакого решающего голоса.;)
Итак,
– Лучшая сказка для дошкольного возраста (3-6 лет).
Ими можно полагать «Как Мишутка грибы собирал», «В Африку!»,»Ежик и солнечный зайчик», «Приключения ежика», «Секрет дракона», «Сказка про знания», «Домовые и лешие». «Мишутка ..»замечателен тем, что можно читать и комментировать не самого однозначно положительного героя – он и самонадеян, и не слушает советов, и чуть было не погубил себя и своих друзей. Дети – цветы жизни, но жизнь-то совсем не клумба и волков хоть отбавляй, да мама с папой не всегда рядом. «В Африку!» классно поиграть самим. С подручным плюшевым материалом, превратив комнату в зоопарк. Отлично развивает воображение. Очень уютны «Домовые и лешие», хотя слова «коллеги» и «начальство» несколько преждевременны для самых маленьких. Ежиные серии забавны, как и полагается повествованиям об этих милых животным. «Секрет дракона» - не все, что кажется страшным, является таковым на самом деле. Хорош для совсем мямликов и бояк.
– Лучшая сказка для младшего школьного возраста (7-10 лет);
К ним можно отнести «Беречь», «Бука и велосипед», «Катя и облачко», «Мама для феечки», «Фея правильного времени», «Щенок», «Тридевять весен тому назад». «Щенок» – очень добрая сказка про живое-неживое, про закономерность и случайность, причем понятным ребенку образом. В ней есть что-то печальное; как плюшевый зверь спас живого. И какие мы такие роботы, чтобы решать, где нужное, а где нет? Примерно того же касается «Катя и облачко» - мы в ответе за тех, кого приручили, пусть даже если это и простое облачко. Про то, что чувства ничуть не менее важны, чем повседневные заботы. «Мама для феечки» – рассказ выстраданный. Вроде бы про старика-аиста с дырявой головой, и смешной, но как же «грустно жить на этом свете, господа»! Уверяю вас, через это состояние хоть раз в жизни проходит любая девочка, даже самая благополучная, точно также каждому мальчишке ведомо положение Спичкина в «Буке и велосипеде». Хотя словесная игра и шероховата (наверное, «широкопогонная» это просторечие, да и имя Бомбер явно придумано, куртка это такая), но особенно веришь в Буку и улицу Павших и Вставших. В «Фее правильного времени» есть что-то от каверинского немухинского цикла; другое, активное и подвижное озорство читается в «Беречь». Такие веселые шутейства очень любят дети.
–Лучшая сказка для среднего школьного возраста (11-12 лет)
В этой подгруппе необходимо выделить следующие группы сказок
– сказки, основанные на эстетике русской народной сказки («Было это или не было», «В некотором царстве», «Волшебна хворостина», «Охотник и медведица»);
- сказки, основанные на эстетике сказок зарубежного Запада («Дракон далеких земель», «Жених принцессы», «Упорный эльф», «Кукла капитана», «Кот без сапог», «Ловец крыс»; «Маленький совет Чиббу», «Серебряная звезда»);
- –сказки, отталкивающиеся от эстетики современной российской фантастической прозы(«Поход Васильева», «Ветерки и лимпики»).
Как видим, количественно страны эльфов, гномов и прочих рыцарей преобладают. Хотя иронизирует над ними только «Упорный эльф», который вместе с тем и ученый, иронизирующий над учеными. Такое еще бывает .да, и именно поэтому я стала эту сказку рассматривать. Отличны неожиданные «Кот без сапог», соединивший в себе страшилку о князе -кровопийце, ну это совсем не обязательно Дракула, как-то такие есть; философичны «Ловец крыс», «Кукла капитана». «Серебряная звезда» прекрасна – и послойностью повествования, и текста, и красотой арктических пейзажей, и детской мечтой. «Жених принцессы» не всегда ее Герой и не всегда ее муж, замечено верно, но уж лучше любить и быть «приличным человеком», чем мозолить не свое место и мучиться с немилой царицей. А для любящего сердца любая возлюбленная немного волшебница, даже если она и не прекрасна как Розамунд. «Маленький совет Чиббу» - верное средство, как довести родителей до головокружения, и неважно, что это царская дочка и царский конюх, ну нам всем известны такие случаи. Чуть больше легкости, и сказка приобретет дополнительное изящество. При отменной выдумке и общей идее «Дракона далеких земель» портит язык и стиль. Если немного подработать, то это вполне достойное делание.
Ну, вот, пожалуйста:
«Принцесса была милейшим созданием божьего гения; она была прекрасна как ангел снаружи и более того, внутри.»
«…забоялись монстра…»
«Ее[Башни] назначением стало заточение преступников и людей, неугодных королю и народу.»
Вполне естественно, родимое фольклорное начало стилистически лучше держит текст, оно красивее и прочнее даже на первый взгляд. Дерзкий, парадоксально жалеющий Горыныча раешник «В некотором царстве…», загадочный «Охотник и медведица», диалектный «Волшебна хворостина», «Было это или не было» – о соотношении виртуального и реального в одеждах фольклорно-философских рассуждений.
По следам современной российской прозы писали если не педагоги по профессии, то призванию уж определенно. «Поход Васильева» нежно и дерзко защищающий семейные узы и ценности и призывающий бережнее относиться девочек к первым симпатиям; «Эхо эха эх» весь кружение тополиного пуха, неудержимое. завораживающее, играющее, творческое начало и радость, даже если ты заблудился, то в сказке и у друзей; «Ветерки и лимпики» пресерьезно рассказывающие о явлениях природы и маленьких человечках, связанных с ними. Все подается изобретательно и так подробно, как это любят именно дети.
На самом деле, тут трудно выбрать. Выбор – это всегда немножко отвержение, но проблема тут в качестве – хороша почти каждая сказка своей неповторимой прелестью и так не хочется нарушать само обаяние незамысловатого рассказа для собственных детей, берущего свое начало из времен твоего детства.
Н.Галкина.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments